О «западном» образовании и значении опыта практической работы

Развитие науки невозможно без развитой и успешно функционирующей системы высшего образования. В России применительно к образованию довольно часто применяют прилагательные «европейское» или, еще шире, «западное».

И то, и другое неуместные обобщения. Каждой стране Западной Европы (а, если принять во внимание Северную Америку, Австралию и Японию, тем более) присуще огромное число индивидуальных особенностей технического (и более конкретно строительного) образования, делающее их мало похожими друг на друга.

Например, во Франции готовят специалистов очень широкого профиля, но французские выпускники по сравнению с их немецкими сверстниками получают меньше специальных знаний.

Немецкий молодой специалист покидает стены вуза, будучи хорошо подготовленным к практической работе. Но это не значит, что ради получения большого объема профессиональных знаний ему пришлось пожертвовать общеобразовательной подготовкой.

В германской высшей технической школе, на мой взгляд, найдено разумное соотношение фундаментального знания и специальных дисциплин. И это очень важно, поскольку любой перекос в ту или иную сторону приводит к ухудшению качества образования.

В немецких строительных вузах студенты получают очень основательную фундаментальную подготовку, в течение нескольких первых семестров усиленно изучая высшую математику, строительную механику и т. д.

Заложив глубокий базис теоретических знаний, они приступают к специальным дисциплинам, максимально тесно привязанным к конкретным задачам производства. И здесь важно подчеркнуть, что в Германии подавляющее большинство профессоров в области строительных материалов и технологий имеют опыт работы вне университетских стен.


Павильон из сверхпрочного бетона в г. Кайзерслаутерн — первое в мире сооружение с использованием внутреннего ухода с помощью суперабсорбирующих полимеров. Технология была разработана под руководством проф. Мещерина.

Они не понаслышке знают, чем живет производство, какие проблемы приходится ему решать. Это отличает немецкую высшую техническую школу не только от российской, но и большинства других стран — США, Италии, Японии. Там за всю свою карьеру преподаватель может ни одного дня не проработать на заводе или в проектном бюро.

В Германии же после защиты диплома или диссертации, специалисты, как правило, покидают университеты. Но те, кто чувствует тягу к научной и преподавательской деятельности, после нескольких лет работы на производстве, в проектных или технологических отделах и лабораториях возвращаются в alma mater, получив дополнительную квалификацию и обретя профессиональный и жизненный опыт.

Такая практика усиливает связь между наукой и производством, способствует поддержанию высоких стандартов образования. И еще. Система высшего технического образования в Германии более дифференцирована, чем может показаться на первый взгляд.

Есть университеты, которые дают образование на уровне Master (Magister). И есть высшие школы, в большей степени ориентированные на нужды производства, так называемые университеты прикладных наук. В них у профессоров большая нагрузка в части обучения, они меньше занимаются наукой.

В университетах же профессора могут позволить себе уделять науке гораздо больше времени. Их лекции в значительной степени формируются на основании результатов проводимых в университете исследовательских работ. Благодаря этому студенты знакомятся с наукой не в виде застывших догм, а с живой, творимой прямо у них на глазах.

Автор записи: Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *